Курт Воннегут (1922-2007). Американский писатель сатирик, представитель постмодернистской литературы, произведения которого сочетают в себе элементы сатиры, научной фантастики и иронии. Считается одним из наиболее значимых американских писателей двадцатого века. В силу того, что Курт Воннегут был приверженцем левых убеждений – гуманизма и социального равноправия, его произведения охотно издавались в СССР сотнями тысяч экземпляров и удостаивались благожелательной критики. Соответствующий убеждениям автора посыл содержат в себе и его работы. Всё его творчество – это одна большая метафора, в которой он мастерски высмеивает основные аспекты человеческого существования. Одной из особенностей творчества Курта Воннегута является то, что его романы, в своём большинстве, имеют "говорящие" названия, в которых заключён скрытый смысл, напрямую связанный с содержанием той, или иной работы. Сегодня же я предлагаю вам провести краткий экскурс по основным работам представленного вам автора. 1 «Механическое пианино» Механическое пианино – это инструмент, который может играть музыку самостоятельно без посредничества человека. Изданный в 1952 году одноимённый роман-антиутопия Курта Воннегута направлен на возникающие между верхними и нижними общественными классами неравноправия и несправедливости. Установленная в граничащих государствах технократия является причиной практически полной замены ручного труда машинным. Человек же играет роль обслуживающего персонала, необходимого исключительно для ухода за механизированной составляющей государства, либо бездействующего вовсе, в силу вытеснений и притеснений со стороны верхнего класса, увязшего в погоне за производительностью. Автор предоставляет читателю возможное направление развития общественных настроений в будущем и не без доли иронии обыгрывает человеческие привязанности, возникающие в условиях деятельной ограниченности. 2 «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» Перед тем, как приступить к прочтению данного романа, стоит знать, что являясь участником Второй Мировой войны, Курт Воннегут был взят в плен немецкими войсками. Изначально военнопленный Воннегут был перевезён в Берлин, откуда его направили в трудовой лагерь в Дрездене. На ночь пленных запирали на бездействующей скотобойне номер пять, а во время воздушных тревог уводили в подвал. Благодаря этому Воннегуту удалось выжить во время бомбардировки Дрездена. Налёт авиации Союзников практически полностью уничтожил старинный город. Погибло несколько десятков тысяч человек. Оценка количества погибших самим Воннегутом, который был задействован в разборе завалов, а также сжигании трупов, составляет 250 тысяч человек. Его переживания нашли отражение во многих произведениях, среди которых и роман «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей». Сам же Крестовый поход детей является обобщённым названием вполне реальных событий. Массовые случаи побегов детей из-под родительского крова в 1212 году почти одновременно начались во Франции и в Германии. В Клуа некому пастушку Стефану привиделся Иисус, который призвал французских детей, вдохновляясь его именем, очистить от неверных Иерусалим. Стефан стал страстно пропагандировать приснившуюся ему идею, и скоро десятки тысяч детей и подростков потекли по дорогам Франции по направлению к Марселю. Юнцы верили, что стоит Стефану произнести специальную молитву, как Средиземное море расступится, и они пешком дойдут до земли обетованной. Кто вдохновил на подобный психоз немецких детей, не понятно. Но тридцатитысячная толпа маленьких крестоносцев через Кёльн, Швейцарию и Альпы двинулась в Италию. На горных перевалах дети страшно страдали и умирали сотнями. Питались они только подаянием, да и его часто отбирали взрослые мошенники, примазавшиеся к юному воинству. Тех, кто добрался до Италии, ждал недружелюбный приём. Там еще были свежи воспоминания о разорении страны крестоносцами Фридриха Барбароссы. Несмотря ни на что, маленькие германцы стремились к морю, которое тоже должно было расступиться перед ними. Антивоенный автобиографический роман Курта Воннегута, события которого передаются читателю от лица главного героя и излагаются сквозь призму «въетнамского синдрома», несёт в себе пацифистский посыл, поддерживая идею бессмысленности любых военных действий, являющихся причиной таких же бессмысленных страданий и жертв. Особое внимание автор уделяет конкретному событию – бомбёжке Дрездена дружественными войсками. В романе присутствуют и фантастические элементы. Так, главный герой оказывается в гостях у инопланетян на планете Тральфамадор, после чего обыденное течение времени его жизни сменяется на случайный переход от одного события к другому. С помощью такого приёма автор показывает, насколько ужасны и травматичны последствия прямого и косвенного участия в военных действиях. Помимо этого, сама отрешённость от естественного, планомерного течения времени и объяснение такого «феномена» как жизнь предопределёнными свыше ситуациями, сменяющими друг друга в случайном порядке, образуют некую Воннегутовскую философскую концепцию взаимосвязи пространства и времени, которая добавляет в произведение нотки шизофренического повествования. Прибегая к сатире и иронии, Курт Воннегут разрушает клишированные образы «настоящих мужчин», часто встречающихся в книгах и фильмах про войну, а так же избегает всякого разделения участников военных действий на «свои» и «чужие». Немецкие солдаты, как и американские, являются простыми людьми, играющими роль орудий в войне идеологий. Бесспорно, это сложный для восприятия роман, в котором автор описывает бессмысленность событий, участником которых ему к несчастью пришлось стать. Неизбежность военных действий, как считает сам Воннегут, – это болезнь человечества, которая занимает центральное место в представленном романе и отчасти обуславливает эффект «недоработанности» книги. Варварская тарабарщина, которую невозможно адекватно описать. Такие дела. 3 «Сирены титана» Второй роман Курта Воннегута, изданный в 1959 году. Центральным действующим лицом представленного романа является американский аристократ по имени Уинстон Найлс Румфорд, который во время полёта на собственном космическом корабле вместе со своим псом Казаком попадает в космическую аномалию, которая называется «хроно-синкластический инфундибулум». После этого они утрачивают свою материальную оболочку, но с определённой периодичностью материализуется на различных объектах солнечной системы, в том числе и на Земле. Уинстон Найлс Румфорд осуществляет идею объединения человечества, жертвуя меньшей его частью. Он вербует на Марсе часть его представителей, затем стирает им память с целью осуществления вооружённой атаки на Землю. Такой жестокий подход выбран автором неслучайно. Таким образом он интерпретирует, существующие в реальной жизни, жестокость и несправедливость, кажущиеся необходимыми. Аналогичная идея была показана в фильме «Хранители», в котором Озимандий использовал аппарат Доктора Манхеттена с целью уничтожения крупнейших городов великих держав, таким образом, объединив человечество против общего врага – самого Доктора Манхеттена. Образ последнего, кстати, является чистой воды калькой с образа Уинстона Найлса Румфорда. По мере продвижения основной сюжетной линии, читателю открывается целая иерархия «кукол-кукловодов», ибо практически каждый из героев романа оказывается использованным кем-то другим. Доводя до полного абсурда возможный смысл существования человечества, Курт Воннегут высмеивает общепринятые человеческие ценности, показывая их эфемерность и незначительность. Также Курт Воннегут высмеивает диктуемые религией равноправие и религиозные обычаи, которые якобы являются неотъемлемой частью духовной жизни (более подробно ниже). Представители нового религиозного движения – культ Бога Безразличного, основная идея которого звучит так: «ПОЗАБОТЬТЕСЬ О ЛЮДЯХ, А ВСЕМОГУЩИЙ САМ О СЕБЕ ПОЗАБОТИТСЯ», вынуждены во всём себя ограждать. Так, чересчур сильные были обременены носить на себе тяжёлый груз, красивые – уродовать себя, а умные – ограничивать свои любопытство и любознательность. Сами же сирены титана – скульптура трёх красивых женщин – ни что иное, как плод увлечения Тральфамадорского посланника Сэло, являющегося ключевой фигурой в романе. Помимо перечисленных особенностей, автор пропитывает роман пропагандой любви и дружбы, что характерно для Воннегута, которые занимают не последнее место в романе «Сирены титана». 4 «Колыбель для кошки» Данный роман является флагманом всего творчества Курта Воннегута. Центральными темами представленного романа являются ответственность учёных за свои изобретения и мировая экологическая обстановка. Выражение «колыбель для кошки» (англ. Cat’s Cradle), является названием детской игры, в которой нитка, надетая на пальцы играющих, складывается в различные узоры. В романе «кошкину колыбель» намеренно сплёл Феликс Хониккер – изобретатель атомного оружия и разработчик кристаллической модификации воды, свойства которой смертельно опасны для всего человечества – «лёд-девять». Играя со своим сыном Ньютом, профессор сильно напугал его сплетёнными на своих пальцах узорами. Испытав ужас, картина увиденного надолго отложилась в памяти Ньюта, и вот что он рассказывает повествователю о случившемся спустя много лет: «Чуть ли не сто тысяч лет взрослые вертят под носом у своих детей такой переплёт из верёвочки. Не удивительно, что ребята растут ненормальными. Ведь такая «кошкина колыбель» – просто переплетённые кресты на чьих-то руках. А малыши смотрят, смотрят, смотрят… И никакой, к чёрту, кошки, никакой, к чёрту, колыбельки нет!» А сама верёвочка, с помощью которой Феликс Хониккер играл со своим сыном, была снята им с рукописи, в которой говорилось о конце света в двухтысячном году, а также о сумасшедших учёных, которые изобрели чудовищную бомбу, стёршую всё с лица земли. С помощью такой метафоры автор показывает, как именно плоды увлечений одержимых поставленной задачей учёных выглядят в глазах большей части ни в чём неповинных Землян. Маленькая тоненькая верёвочка, как символ грани между гением и безумцем. Кресты, как символ последствий единственно возможного применения такого рода изобретений. Помимо вышесказанного, автор затрагивает и теологические аспекты человеческой жизни. Курт Воннегут сочиняет вымышленную религию – Боконизм – открыто утверждающую, что её утверждения – ложь, но тем не менее, находится достаточно много сторонников этого религиозного движения. Описывая причудливые ритуалы обмена познания – Боко-мару, а также прочие обязательные термины Боконизма, Курт Воннегут высмеивает напускную серьёзность и спасительную силу религии, позиционирующую себя, как единственный возможный путь к спасению. Но при всём этом считает, что религия необходима многим. Почему? Всё просто – он рассматривает религию, как одно из проявлений эскапизма, средства, с помощью которого человек может, хотя бы не на долго, забыть о ужасающих реалиях настоящего. Как сказал сам Курт Воннегут: «Люди нуждаются в хорошей лжи, потому что кругом слишком много плохой». Роман «Колыбель для кошки» собран из мизерных глав да так, чтобы читать его было удобно будь вы на паре в университете, на работе или в автобусе. Высшей пробы ирония и сатира – главные ингридиеты этого, развеивающего все представления о создании идеального мира, романа. Разбирайте на цитаты, господа. #Воннегут